Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "волшебный мир оригами". Программа кружка "модульное оригами"

Тематический план работы по оригами

Вторая младшая группа (30 занятий)

Базовые понятия, плоские формы, репродуктивное воспроизведение.


Средняя группа (34 занятия)

Сложные формы (синтез и кирикоми), частичное воспроизведение по схемам.



Старшая группа (40 занятий)

Сложные и объемные формы, самостоятельная работа по схемам.



Подготовительная группа (30 занятий)

Все виды оригами, в том числе многофигурные и многомодульные, самостоятельная работа по схемам, создание оригинальных работ.



Из книги Готовимся к пенсии: осваиваем Интернет автора Ахметзянова Валентина Александровна

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Оригами На одной из станций в вагон зашел мужчина лет пятидесяти в слегка выцветшем синем плаще с хозяйственной сумкой. Засовывая конфету себе в рот, он уселся напротив. Достал из сумки ножницы и, сложив вдвое обертку от конфеты, разрезал ее пополам. Посмотрев пару секунд

Из книги Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие автора Дегтева Валентина Николаевна



Методический план работы по оригами Вторая младшая группа (30 занятий) Средняя группа (34 занятия) Старшая группа (40 занятий) Подготовительная группа (30

автора SEMANTICA

Что такое тематический трафик: трактовка термина Коммерческий трафик великолепен. Пользователь ищет услуги или товары в вашей тематике и находит именно вас – что может быть лучше? Вы наносите точечный удар и повышаете свои продажи. А что если вам скажут, что вы

Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA

Почему тематический трафик это не контент-маркетинг? Контент-маркетинг – это создание и распространение контента. Создание зачастую на базе интуиции специалиста и субъективном анализе трендов. То есть может попереть, а может и нет. Более того, как посчитать

Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA



Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA

Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA



Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA

Тематический трафик и локальное продвижение: проблемы и решения Проблема 1 Все информационные ключевые фразы являются геонезависимыми, а значит региональному проекту нужно потратить такие же средства и усилия, что и московским коллегам. А затем потраченные усилия

Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA

Алгоритм Google тоже за тематический трафик Когда Phantom II выкатили весной 2015 года, он значительно повлиял на информационные сайты типа «как сделать…», сайты о бренде и страницы с автоматическим запуском видео и всплывающих окон. Обновление Phantom III и дальше стремится

Из книги Тематический трафик: как продать тому, кто пока и не думал покупать автора SEMANTICA

Почему тематический трафик порой работает лучше Аргументов много, перечислим самые тяжелые: Тратить время на отслеживания новостных потоков для извлечения ситуаций. Тратить время на отслеживания новостных потоков для извлечения ситуаций. В первую очередь, это

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо

Из книги Большой психологический словарь автора Зинченко В П

Тематический предметный указатель Общенаучные, методологические и философские понятияАббревиатура – 12Автореферат – 17Адаптация – 21–22Акроним – 27Акцидентализм – 28Анализ – 34Артефакт – 44Артефакт эксперимента – 44Атрибут – 48Атрибутивный – 48Бессознательное –

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич



Учебно-тематический план подготовки Несмотря на тот прогресс, который достигнут в огневой подготовке различными спецслужбами мира, до сих пор ведутся споры относительно того, какой способ стрельбы лучше – с одной руки или с двух, стрелять прицельно или навскидку, в

Из книги Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес автора Ролф Йенсен

Мир как тематический парк Большие компании ХХI века станут тематическими. Хороший пример - «Парк Юрского периода». Фильм и тематический парк создали и описали целую вселенную. В Англии восстановили театр «Глобус», для которого Шекспир писал свои пьесы; некоторые дворцы,

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (СТАРШАЯ ГРУППА)

    Бумага А4:

    Разного цвета

  • Шероховатая

«Превращения квадратика»

    Бумага различный цветов

«Морковка на грядке»

Продолжать знакомство с основной базовой формой «воздушный змей». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в морковку.

    Оранжевая

  1. Заготовки фона

    Фломастеры

«Зайчишка»

Продолжать знакомство с основной базовой формой «треугольник». Повторить основные элементы складывания. Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, рисование носа и рта.

  1. Фломастеры

НОЯБРЬ

«Грибок»

Продолжать закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Повторить основные элементы складывания. Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

    Коричневая

«В осеннем лесу»

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем складывания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Размещать поделку на листе бумаги, дополняя ее заготовками осенних листьев.

  • Оранжевая

    Коричневая

    Заготовка фона

    Осенние листья

«Ветка рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей» и «блинчик». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности, использую аппликацию.

    Заготовка фона

«Муха»

Продолжать закрепление базовой формы «треугольник» и «двойной квадрат». «Оживление» поделки – приклеивание глаз.

ДЕКАБРЬ

«Собачья семья»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитатель. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, рисование носа и рта.

    Коричневая

    Оранжевая

    Фломастеры

«Конура для собаки»

Продолжать закрепление базовой формы «дверь». Повторить основные элементы складывания. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в домик для собак.

    Коричневая

«Дед Мороз»

    Снежинки

  1. Веревочки

«Гномик»

  1. Фломастеры

  2. Веревочки

ЯНВАРЬ

«Царевна-елочка»

Делать ствол из коричневой бумаги используя базовую форму «дверь». Украшать елочку.

  • Коричневая

    Заготовка фона

  1. Украшения

«Снеговик-почтовик»

    Оранжевая

    Заготовка фона

  1. Снежинки

    Белые салфетки

«Пингвины на севере»

    Заготовка фона

«Северный олень»

Учить детей изготавливать фигуру оленя, состоящую из 3 заготовок (голова, туловище, рога). Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. «Оживление» поделки – приклеивание глаз.

    Коричневая

  1. Заготовка фона

ФЕВРАЛЬ

«Птички»

    Заготовка фона

    Фломастеры

«Валентинка»

Продолжать знакомить детей с базовой формой «блинчик». Оформление открытки аппликативным способом, дополняя ее заготовками сердечек.

    Заготовка фона

    Сердечки

Изготовление поздравительной открытки путем совмещения 2 элементов, мундир и галстук. Закреплять знания детей о уже знакомых формах искусства оригами.

Оформлять поделку аппликативным способом.

  1. Бумага для черчения

«Кораблики в море»

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

    Бумага различных цветов

  1. Заготовка фона

МАРТ

«Весна-красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

    Заготовка фона

  1. Фломастеры

«Мамин праздник»

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

«Серая шейка»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать глаза и клюв.

«Жар-птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 5 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.

  • Оранжевая

    Заготовка фона

АПРЕЛЬ

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

    Бумага различных цветов

  1. Заготовки иллюминаторов

«Бабочка»

Продолжать учить детей делать несколько заготовок и получать из них целостную композицию. Закреплять базовую форму в оригами «воздушный змей». «Оживлять» поделку – дорисовывая фломастерами детали.

1. Бумага различных цветов

3. Ножницы

4. Фломастеры

«Цветочный луг»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

«Голубь мира»

Продолжать учить детей складывать образ птицы из квадратного листа бумаги. Приклеивание поделки на палочку, дополнить поделку георгиевской ленточкой.

  1. Георгиевская ленточка

Композиция «Морское дно»

    Бумага различных цветов

  1. Заготовка фона

«Золотая рыбка»

Ко дню рождения А.С. Пушкина создать композицию, применяя все изученные ранее способы складывания бумаги. Дополнять композицию различными деталями (фломастерами нарисовать чешую у золотой рыбки, приклеить глаза и т.д.)

    Бумага различных цветов

  1. Заготовка фона

    Фломастеры

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

«Знакомство с искусством оригами»

Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение сторон, углов. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезая лишнюю часть, получать квадрат.

    Бумага А4:

    Разного цвета

  • Шероховатая

«Превращения квадратика»

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами». Складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, загнуть край листа к середине. Знакомство с базовыми формами: блинчик, воздушный змей, дверь, двойной треугольник, двойной квадрат.

    Бумага различный цветов

«Кленовый листик»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

  1. Заготовка фона

    Фломастеры

«Зонт»

Продолжать знакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Отрабатывать основные элементы складывания – загнуть край листа к середине, к центру. По желанию детей, фломастерами рисовать узоры, тем самым украшая поделку.

    Бумага различных цветов

  1. Фломастеры

НОЯБРЬ

«Мухомор»

Продолжать закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Дополнять поделку сидящей на мухоморе гусеницей. Складывать гусеницу из зеленой полоски бумаги способом «гармошка». Приклеивание головы. «Оживление» поделки – рисование глаз, носа и рта.

    Заготовка фона

Фломастеры

«Ежик с яблочком на спине»

Изготовление ежика по принципу «веер», дополнить заготовкой мордочки, носа и глаз. Изготовить яблочко для ежика с использованием базовой формы «блинчик». Составить единую композицию, соединяя все детали на листе бумаги.

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

    Заготовка мордочки

«Лягушка»

Продолжить закрепление базовой формы «двойной треугольник». Отрабатывать основные элементы складывания – загнуть край листа к середине. Продолжать учить детей точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживая углы. «Оживление» поделки – рисование глаз.

  1. Фломастеры

«Кувшинка»

Дополнить поделку к занятию №7. Закрепление базовой формы «блинчик». Дополнить композицию вырезанным листком кувшинки. Собрать работу в единое целое.

ДЕКАБРЬ

«Елочная игрушка» модульное оригами

Познакомить детей с новым видом оригами – «модульное оригами». Научить складывать треугольники (модули), сначала по показу, затем самостоятельно. Учить детей соединять модули между собой, вставляя уголки в кармашки. Создавать целостную композицию. Приклеивать ленточку.

    Бумага различных цветов

  1. Ленточки

«Дед мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. «Оживление» поделки – приклеивание глаз. Украшать шубку заготовками снежинок. Превращать поделку в елочную игрушку.

    Снежинки

  1. Веревочки

«Снегурочка»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пресечения намеченных линий.

Превращать поделку в новогоднее украшение.

  1. Фломастеры

  2. Веревочки

ЯНВАРЬ

«Елочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов различного размера, соединять детали в единое целое аппликативным способом.

Приклеивать елочку на шпажку, тем самым получить новогоднее украшение.

  1. Украшения

«Снеговик»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и дополнять деталями, изготовленными в технике «оригами» (ведро, нос)

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

  1. Снежинки

    Белые салфетки

«Пингвины на севере»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги в различных направлениях, тщательно проглаживая сгибы. «Оживление» поделки – приклеивание глаз и клюва.

    Заготовка фона

«Морской котик»

Закреплять знания детей о базовой форме «воздушный змей». Научить детей новым приемам в технике оригами – выворачивание поделки. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, рисование усов.

    Бумага различных цветов

  1. Фломастеры

ФЕВРАЛЬ

«Снегири на ветке»

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

    Заготовка фона

    Фломастеры

«Валентинка – закладка»

Закрепление детьми базовой формы «дверь».

Продолжать учить детей точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

    Бумага (двухстороння)

«Истребитель»

В преддверии праздника - Дня Защитника Отечества научить детей делать истребитель, используя уже знакомые базовые формы «дверь» и «домик», ровно совмещать стороны поделки, тщательно проглаживать линии сгиба. По желанию детей, украсить крылья истребителя заготовками звезд.

    Бумага различных цветов

  1. Заготовки звезд

«Пароход»

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный пароход.

1. Бумага различных цветов

3. Ножницы

    Заготовка фона

МАРТ

«Рамочка для фотографии» модульное оригами

Продолжать знакомить детей с новым видом оригами – «модульное оригами». Научить складывать треугольники (модули) самостоятельно. Учить детей соединять модули между собой, вставляя уголки одного модуля в кармашки другого, по кругу. Создавать целостную композицию.

1. Бумага различных цветов

2. Ножницы

Цветок для оформления рамочки

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить рамочку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

«Цветок для мамы»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка.

    Бумага различных цветов

    Заготовка фона

«Цветочная корзина»

Учить детей создавать корзину для цветов при помощи одного квадратного листа бумаги. Самостоятельное изготовление базовой формы «блинчик».

    Бумага различных цветов

АПРЕЛЬ

«Шаттл»

Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.

    Бумага различных цветов

4. Заготовки иллюминаторов

«Автомобиль»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

    Бумага различных цветов

Композиция: «Морское дно»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».

Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.

    Бумага различных цветов

  1. Заготовка фона

«Танк»

Учить детей работать по схеме, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

    Бумага различных цветов

«Вечный огонь»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата. украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

    Бумага различных цветов

«Я вижу мир» ко дню защиты детей

Складывание фигурки человечка из квадратного листа бумаги. Обвести и вырезать свои ладошки. Создать аппликацию.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.

    Бумага различных цветов

    Простой карандаш

    Заготовка фона

  1. Фломастеры

Белочка из сказки А.С. Пушкина

Повторение всех изученных ранее приемом складывания квадратного листа бумаги. Закрепление всех используемых в технике терминов.

В преддверии дня рождения А.С. Пушкина изготовить белочку из знаменитой сказки «О царе Салтане…»

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

    Бумага различных цветов

  1. Фломастеры

    Г.Семей СОШ № 36 Учитель ИЗО и технологии Акашева Лариса Юсуповна
    Календарно-тематическое планирование кружка «Оригами. Работа с бумагой»
    Пояснительная записка
    Одна из задач образования- помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное на каждом шагу: в каждой росинке, в каждой травинке, в каждом древнем рисунке, в каждом узоре орнамента. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы.
    Успешное достижение целей эстетического воспитания в школе во многом зависит от хорошей организации кружковых занятий. В нашем веке новых технологий, в веке компьюторных технологий, подрастающее поколение забывает свои истоки. Молодое поколение всё больше проводит время за мобильными телефонами, виртуальными играми. Это становится опасным! И главная цель педагога вовлекать учащихся в творческую деятельность. Тогда у них развивается, мышление, навыки исследовательской работы, уважение к труду, патриотические чувства.
    Работа в кружках эстетического направления расширяет пытливость ума, изобретательность кругозор, повышает общую культуру, позволяет выявить дизайнерские способности и таланты.
    При организации кружковых занятий в первую очередь уделяется внимание созданию необходимых условий: мастерские, оборудование, сырьё, материалы, инструменты, журнал техники безопасности, список учащихся.
    Данная программа кружка составлена для учащихся любого звена.
    Проводится по усмотрению учителя, у меня например, по плану один раз в неделю, но я провожу больше. Учащиеся старшего звена подходят ко мне во время перемен, среднее звено по графику, даю задания на дом. Сначала для них это сложно, я им объясняю, что первые три ряда в модульном оригами сложные, требует особого терпения, но потом конструкция укрепляется по мере складывания. После того как они научились складывать, я вижу у них в глазах чувство достигнутого, радость. У каждого народа есть своя изюминка в искусстве рукоделия, у нас- у казахов это орнаментальное искусство, у японцев и китайцев – оригами.
    Во время занятий я использую сайт Татьяны Просняковой, спасибо ей за мастер-классы!

    Цель данной программы –
    формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

    Задачи:
    Познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
    Учить читать технологическую карту;
    Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
    Учить читать схемы;
    Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
    Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
    Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.
    Предполагаемые результаты:
    Должны знать:
    Что такое оригами;
    Историю возникновения оригами;
    Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
    Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
    Приемы складывания модулей;
    Правила техники безопасности;

    Должны уметь:
    Подбирать бумагу нужного цвета;
    Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
    Выполнять разметку листа бумаги;
    Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
    Собирать игрушки – «оригамушки»;
    Анализировать образец, анализировать свою работу;
    Составлять композицию из готовых поделок.
    Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

    Учащиеся должны овладеть навыками:
    Разметки листа бумаги;
    Складывания базового модуля
    Резания;

    Календарно-тематическое планирование
    Кружковой работы по «Оригами. Работа с бумагой»
    № Тема занятий сроки Кол-во
    занятий Региональный компонент
    1 История оригами
    сентябрь 1 Декоративно-прикладное искусство ВКО
    2 Разновидности
    оригами сентябрь 1 Декоративно-прикладное искусство ВКО
    3 Выбор материала
    Подбор бумаги октябрь 1
    4 Закон сочетаемости
    цвета октябрь 1 Декоративно-прикладное искусство ВКО
    5 Складывание по схеме-
    модули ноябрь 1
    6 Складывание квадратов разной величины по диагонали по схеме ноябрь 1
    7 Складывание квадратов разной величины по диагонали по схеме декабрь 1
    8 Трёхмодульное оригами(Ёлочка)
    декабрь 1 Сосновый бор ВКО
    9 Трёхмодульное оригами(Ёлочка)
    январь 1 Сосновый бор ВКО
    10 Трёхмодульное оригами(Лебедь) январь 1 Птицы ВКО
    11 Трёхмодульное оригами(Зайчик) февраль 1 Дикие
    Животные ВКО
    12 Трёхмодульное оригами(Тюльпаны) февраль 1 Цветы ВКО
    13 Трёхмодульное оригами (подснежники) март 1 Подснежники ВКО
    14
    Трёхмодульное оригами (ромашечка) март

    1 Местные ромашки ВКО
    15 Выставка
    детского творчества март 1
    16 Трёхмодульное оригами (ваза)
    апрель 1
    17 Аппликации из модульного оригами
    (Рыбка) апрель 1 Местные рыбы ВКО
    18 Аппликации из модульного оригами
    (Цветы) май 1 Местные цветы ВКО
    19 Создание объёмных фигур из трёхмодульного оригами май 1
    20 Создание объёмных фигур из трёхмодульного оригами май 1
    Всего
    20 часов

    Календарно-тематическое планирование кружка «Юный конструктор. Оригами»

    п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Элементы

    содержания, практическая часть

    Планируемые

    результаты

    Характеристика

    деятельности

    обучающихся

    Дата план

    Дата факт

    Давайте познакомимся

    1 ч

    Формирование группы.

    Правила безопасности и личной гигиены. Рациональное размещение материалов и инструментов. Техника оригами (складывание поделки).

    Игра «Давай познакомимся».

    Демонстрация поделок и образцов моделей, которые предстоит сделать в процессе обучения

    Знать приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

    Уметь организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, планировать предстоящую практическую работу

    Организовывать свою деятельность, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

    Выделять известное и неизвестное

    Мир вокруг тебя

    2 ч

    Правила безопасного использования инструментов и приспособлений.

    Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.

    Бережное использование и экономное расходование материалов Подбор материалов.

    Разметка.

    Обработка материала: отрывание, резание

    Уметь распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них

    Прогнозировать результаты.

    Осуществлять самоконтроль.

    Знакомство с историей техники оригами.

    Знакомство с терминологией, условными обозначениями техники.

    2 ч

    Представление о последовательности практических действий. Знакомство с краткой историей бумаги и японского искусства оригами. Знакомство с используемыми в техники терминами

    Уметь изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам

    Учиться выделять и формулировать цели, планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Основные базовые формы оригами

    6 ч

    Обработка материалов (сгибание, складывание); виды условных графических изображений (схема).

    Разметка по линейке.

    Демонстрация базовых форм и с техникой их выполнения. Знакомство с условными обозначениями базовых форм, основными знаками

    Знать правила и приемы рациональной разметки.

    Уметь соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями, аккуратно и ровно сгибать бумагу, вырезать детали по прямолинейному контуру.

    Организовывать свою деятельность.

    Искать, отбирать, использовать необходимую информацию.

    Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

    Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

    Прогнозировать результаты.

    Осуществлять самоконтроль.

    Оценивать результаты своей деятельности

    Театр зверей «Весёлые мордочки»

    3 ч

    Изучение базовой формы «треугольник». Знакомство с первой базовой формой, сложенной из квадрата. Обработка материала: сгибание. Изготовление мордочек собачки, лисенка, бычка

    Уметь воспринимать инструкцию (устную и графическую) и действовать в соответствии с ней, аккуратно и ровно сгибать бумагу

    Создаватьмысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

    Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

    Театр домашних питомцев

    3 ч

    Изготовление аппликации на основе базовой формы «треугольник». Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме «треугольник» создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Пусть всегда будет солнце

    3 ч

    Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация поделок из бумаги, основанных на базовой форме «воздушный змей». Изготовление мини – картинки «Солнышко» Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения

    Уметь создавать в воображении несложный художественный замысел и находить адекватные способы его практического воплощения

    Обобщать

    Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

    Удивительное рядом

    3 ч

    Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Беседа «Мир птиц».

    Изготовление аппликации «Птицы». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, самостоятельное оформление работы

    В деревне у бабушки и дедушки

    3 ч

    Изготовление коллективного панно «В деревне у бабушки». Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Уметь выполнять разметку по шаблону и линейке, устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию

    Анализироватьконструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

    Как прекрасен этот мир

    4 ч

    Изготовление открытки «Лилии».

    Презентация «Земля – планета цветов».

    Уметь самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить способы работы по их воссозданию, выполнять разметку копированием

    Обобщать(структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Удивительный подводный мир

    4 ч

    Изготовление аппликации «Аквариум с рыбками». Видеофильм «Подводный мир морей и океанов».

    Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, составлять план последовательности действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию.

    Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Игрушка «Перекати поле»

    3 ч

    Изготовление игрушки «Перекати поле». Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

    Знать правила техники безопасности при работе над изделиями.

    Уметь выполнять простые формы и конструкции из пластилина

    Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию

    В гостях у курочки Рябы

    3 ч

    Изготовление аппликации «Курочка». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения

    Коллективная работа «Птенцы»

    3 ч

    Изготовление коллективного панно «Птенцы на дереве Беседа «Птицы. Как помочь пернатым друзьям зимой»

    Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение»

    Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов, самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы

    Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

    Праздничные конверты

    2 ч

    Беседа «История почтовых марок в России». Презентация «Праздничные конверты».

    Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

    Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов.

    Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

    Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Анализировать и читать графические изображения

    3 ч

    Изготовление подснежников, тюльпанов. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Знакомство с историей праздника. Демонстрация вариантов открыток. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме

    Знать приемы складывания квадрата.

    Уметь различать диагонали квадрата по линейке, аккуратно и ровно сгибать бумагу, аккуратно вырезать детали

    Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Участвовать в совместной творческой деятельности, работать в малых группах

    Летняя палитра

    3 ч

    Изготовление коллективной аппликации на основе изученных базовых форм «На лесной полянке». Беседа – путешествие «В лесу».

    Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Уметь анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность, выполнять симметричные вырезания

    Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка)

    Краски лета

    3 ч

    Изготовление аппликации «У озера». Виртуальная экскурсия «Летние пейзажи в творчестве русских художников»

    Знать приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции

    Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Оценивать результат деятельности

    Гости на цветке

    3 ч

    Изготовление аппликации «Бабочки на цветке». Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Презентация «Разноцветные друзья».

    Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах.

    Уметь

    Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (сборка, отделка)

    Море, море – мир бездонный

    3 ч

    Изготовление мозаики с элементами техники оригами «Маленький кораблик». Виртуальная экскурсия по музею И. Айвазовского. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

    Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий

    По грибы мы в лес пойдём

    3 ч

    Изготовление аппликации «Кузовок с грибами». Беседа «Царство грибов».

    Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

    Уметь

    Сравнивать различные виды конструкции и способы их сборки. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач в зависимости от конкретных условий

    Итоговое занятие

    1 ч

    Распределение ролей в группе, продумывание плана защиты проекта, использования наглядности.

    Награждение активных членов кружка.

    Внесение предложений в план работы на следующий учебный год. Представление творческого проекта «Теремок».

    Оформление проекта в технике оригами «Теремок», сообщения о проекте

    Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Выставка – ярмарка

    2 ч

    Распределение ролей в группе, продумывание плана оформления работ, использования наглядности.

    Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

    Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    I Пояснительная записка

    В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образованияодной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступаю-щие в жизнь, выдвигают свои требования:
    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ориги-нальные решения;
    быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
    Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
    Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
    Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
    Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
    Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

    Оригами:
    развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
    способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
    стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
    активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
    совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
    имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
    Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
    Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

    Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
    Задачи:
    Познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
    Учить читать технологическую карту;
    Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
    Учить читать схемы;
    Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
    Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
    Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

    Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
    - репродуктивный (воспроизводящий);
    - Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
    - Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
    - частично- поисковый.
    В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
    Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
    Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
    Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
    Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
    Предполагаемые результаты:

    Дети должны знать:
    Что такое оригами;
    Историю возникновения оригами;
    Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
    Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки

    бумаги, картона, и других материалов.
    Приемы складывания модулей;
    Правила техники безопасности;

    Дети должны уметь:
    Подбирать бумагу нужного цвета;
    Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
    Выполнять разметку листа бумаги;
    Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
    Собирать игрушки – «оригамушки»;
    Анализировать образец, анализировать свою работу;
    Составлять композицию из готовых поделок.
    Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
    Учащиеся должны овладеть навыками:
    Разметки листа бумаги
    Складывания базового модуля
    Резания

    Формы подведения итогов кружка

    Составление альбома лучших работ.
    Проведение выставок детских работ.

    Учебно-тематический план


    п/п

    Наименование тем

    Количество часов

    Всего

    теория

    практика

    Организационное занятие. Формирование группы

    Беседа по охране труда

    Знакомство с оригами

    Базовая форма «треугольник»

    Базовая форма «воздушный змей»

    Базовая форма «двойной треугольник»

    Базовая форма «двойной квадрат»

    Базовая форма «конверт»

    10.

    Летние композиции

    11.

    Впереди – лето!

    12.

    Итоговое занятие

    13.

    Выставка-ярмарка

    ИТОГО:

    Список использованной литературы.

      Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 [Электронный ресурс] /Режим доступа: (дата обращения: 14.03.2011)

      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. (стандарт второго поколения).

      Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.

      Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.

      О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2002 № 06-1844 // СПС Консультант Плюс: http :// www . consultant . ru (дата обращения: 21.04.2011).

      Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).

      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

      Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – М.: ЭКСМО.

      Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль.: Академия развития, 1997.

      Федеральный Государственный Образовательный стандарт: начальная школа [Электронный ресурс] /Режим доступа обращения: 14.03.2011)

      Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: (дата обращения: 14.03.2011)

    Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор школы

    Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

    Подпись ____________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    По художественно-эстетическому направлению

    «Волшебный мир оригами» Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1 класс Количество часов 31 Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе

    методического конструктора Д.В.Григорьева

    «Внеурочная деятельность школьников»

    М.: «Просвещение»2007г

    Пояснительная записка.

    Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

    Программа «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Значение оригами для развития ребенка

      Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

      Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

      Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

      Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

      Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

      Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

      Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

      Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

      Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

      Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
    Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, окружающего мира.

    Цель программы

    Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.

    Задачи программы

    Обучающие:

      Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

      Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

      Обучение различным приемам работы с бумагой.

      Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
      Развивающие:

      Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

      Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

      Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
      Воспитательные :

      Воспитание интереса к искусству оригами.

      Расширение коммуникативных способностей детей.

      Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Отличительные особенности данной программы.

    Программа рассчитана на обучения детей в первом классе. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 35 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

    Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Занятия оригами начинаются через час после основных уроков. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность труда и творчества . Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность человечества . Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование

    доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

    Способы предъявления и объяснения материала

    На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

    Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Она рассчитана на несколько занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
    Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
    По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

    Формы и методы обучения
    В процессе занятий используются различные формы занятий :
    традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
    А также различные методы :
    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

      словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

      наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

      практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

      объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

      репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

      частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

      исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

      фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

      индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

      групповой – организация работы в группах;

      индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    Формы подведения итогов

    реализации дополнительной образовательной программы

    1. Составление альбома лучших работ.

    2. Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе,
    – в районной библиотеке.
    3. Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического творчества.


    Планируемые результаты освоения программы

    Личностными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 1-м классе является формирование следующих умений:

      оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;

      называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

      совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

    Метапредметными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД :

      определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий на уроке;

      с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

      учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

      выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

    Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные УУД :

      ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

      добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

      делать выводы в результате совместной работы всего класса;

      перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

      преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

    Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

    Коммуникативные УУД :

      донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

      слушать и понимать речь других.

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Предметными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

    знать

      что такое оригами;

      основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

      условные обозначения к схемам;

      названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

      технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

      способы разметки: сгибанием;

      способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

      виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

    у меть

      под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

      с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

      различным приемам работы с бумагой;

      создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

      реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

      Составление альбома лучших работ.

      Проведение выставок работ учащихся:
      – в классе,
      – в школе,
      – в районной библиотеке.

      Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического творчества.

    Учебно-тематический план

    (1 год обучения)

    Наименование тем

    Количество часов

    практика

    Беседа по охране труда

    Знакомство с оригами

    Базовая форма «Треугольник»

    Базовая форма «Воздушный змей»

    Базовая форма «Двойной треугольник»

    Базовая форма «Двойной квадрат»

    Базовая форма «Конверт»

    Летние композиции

    Впереди – лето!

    Итоговое занятие

    Оформление выставочных работ

    ИТОГО:

    Основное содержание (34 часа)
    Беседа по охране труда (1 час)

    Входная диагностика (Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»).
    Знакомство с оригами (2 часа)
    Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
    Базовые формы:
    «Треугольник» (8 часов),
    «Воздушный змей» (6 часов),
    «Двойной треугольник» (3 часа),
    «Двойной квадрат» (3 часа),
    «Конверт» (2 часа)
    Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
    Цветы к празднику 8 марта (2 часа)
    8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
    Летние композиции (2 часа)
    Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
    Впереди – лето! (2 часа)
    Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
    Итоговое занятие (1час)
    «Чему мы научились за год».
    Оформление выставочных работ (2 часа)
    Оформление выставочных работ учащихся.

    Диагностическая карта
    «Оценка результатов освоения программы»

    I . Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
    1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).



    II . Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
    создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

    1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    - Высокий уровень – делает самостоятельно,
    - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
    - Низкий уровень – не может сделать.

    III . Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

    1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

    - Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
    - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
    - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

    IV . Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

    - Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
    - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
    - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

    V . Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Оцениваются такие умения:
    – организовать свое рабочее место,
    – рационально использовать необходимые материалы,
    – аккуратность выполнения работы.

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

      Программа будет реализовываться в классной комнате МБОУ «Лицей», оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен, для каждого ребенка отдельный стол – парта для работы.

      Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, магнитофон.

      Перечень необходимых материалов : бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.

    Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.

    Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему занятия:

      Охрана труда

      Правила поведения на занятиях

      Стилизованный цветок

      Лисенок и собачка

      Котик и бычок

      Яхта и пароход

      Кораблики в море

      Стаканчик и фуражка

      Синица и снегирь

      Птицы в лесу

      Кролик и щенок.

      Курочка и петушок

      Домашние птицы на лужайке

    • Сказочная птица

      Подснежник

    • Открытка «Букет гвоздичек».

      Бутоны роз

      Головастик и жук

      Островок в пруду

      Пароход и подводная лодка

    • Волшебный цветок

    А также диски с музыкальным сопровождением.

    Перечень необходимого раздаточного материала : схемы изделий, шаблоны для аппликаций.

    Календарно-тематическое планирование.

    Тема

    Основное содержание занятия

    Кол-во часов

    Формы и методы работы

    Вид деятельности

    Дата

    плану

    Дата

    фак-ту

    1 четверть (9 часов)

    Беседа по охране труда.

    Беседа. Входная диагностика.

    Работа с бумагой

    Знакомство с оригами (2ч.)

    Правила поведения на занятиях.

    Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
    Базовые формы.

    Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

    Работа с бумагой, ножницами.

    Базовая форма «Треугольник» (8 ч.)

    Стилизованный цветок.

    Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану

    Лисенок и собачка

    Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Котик и бычок

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Яхта и пароход

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Композиция «Кораблики в море»

    Оформление композиции по теме.

    Стаканчик и фуражка

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    2 четверть (7 часов)

    Синица и снегирь

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Композиция «Птицы в лесу».

    Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

    Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.)

    Кролик и щенок.

    Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану

    Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Курочка и петушок

    Изготовление модели по плану (схемам).

    Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

    Практическое занятие, соревнование.Исследовательский, групповой методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

    Изготовление модели по плану (схемам).

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Сказочная птица

    Изготовление модели по плану (схемам).

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    3 четверть (10 часов)

    Изготовление модели по плану. Диагностика по итогам 1 полугодия

    Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.)

    Подснежник

    Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану

    Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Открытка «Букет гвоздичек».

    Изготовление модели по плану, сборка открытки для мамы и бабушки.

    Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация.

    Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

    Изготовление модели по плану. Готовим подарок маме.

    Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

    Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.)

    Головастик и жук

    Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Изготовление модели по плану (схемам)

    Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Композиция «Островок в пруду».

    Изготовление модели по плану. Оформление выставки.

    Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

    Базовая форма «Конверт» (2 ч.)

    Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану

    Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    4 четверть- 8 часов

    Пароход и подводная лодка

    Изготовление модели по плану

    Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Летние композиции (2 ч.)

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Впереди – лето! (2 ч.)

    Волшебный цветок

    Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Итоговое занятие (1 ч.)

    Парусный кораблик - гонки на столе

    Изготовление модели по плану по изученным базовым формам..

    Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Оформление выставочных работ (2 ч.)

    «Чему мы научились за год».

    Диагностика по итогам года. Выставка.

    В форме праздника. Исследовательский метод.

    Работа с бумагой в технике «оригами».

    Итого: 31 час

    Список литературы

    Учебно-методическая литература для учителя

    Название пособий

    Вид пособия

    Основная литература

    Уроки оригами в школе и дома.

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Санкт-Петербург, «Литера», 2005

    Игрушки из бумаги.

    Учебное пособие

    Дополнительная литература

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. С-Пб, «Кристалл», 2006

    Цветы и вазы оригами

    Учебное пособие

    Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 2010

    100 оригами.

    Учебное пособие

    Тарабарина Т.И. Ярославль, «Академия развития», 2011

    Оригами и развитие ребенка.

    Учебное пособие

    Всё об оригами.

    Справочник

    Сержантова Т.Б. М, «Айрис Пресс», 2005

    366 моделей оригами.

    Учебное пособие

    Кононова М. Н., 2004

    http://origami-school.narod.ru/index.html

    Сайт об оригами

    Учебно-методическая литература для учащихся

    Название пособий

    Вид пособия

    Основная литература

    Афонькин С.Ю. Москва, «Аким», 2009

    Уроки оригами в школе и дома.

    Экспериментальный учебник для начальной школы

    Дополнительная литература

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

    Всё об оригами.

    Справочник

    СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания Заместитель директора по УВР