Вычислительный пример с отрицательными числами самостоятельная. Исследовательская работа на тему: "Отрицательные числа"

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Отрицательные числа в жизни людей

Драцкая Дарья,

5 а класс РЦДО, Стерлитамак

Научный руководитель Бурчинская Л.И.

учитель математики

Город Стерлитамак, 2016 год

Содержание:

1.Аннотация. Введение…………………………………………………Стр.3-4

2.Число как основное понятие математики..…………………………….Стр.4

3. Становление отрицательных чисел……………………………….. ..Стр.4-5

4. Отрицательные числа в Древней Азии……………………………….. Стр.5

5. Развитие идеи отрицательного количества в Европе………………... Стр.5

6. Отрицательные числа в нашей жизни……………………………… Стр.5-6

7. Анализ работы. Результаты исследования. Выводы………………… Стр.7

8. Анкета для исследования…………………………………………….. ..Стр.8

Аннотация.

Мы знаем, что вся жизнь человека построена на числах, они окружают нас везде и повседневно. В данной исследовательской работе я рассмотрю вводимые понятия числа, как исторически развивалось отношение и принятие известными математиками отрицательных чисел, где в привычной жизненной обстановке люди встречаются с ними.

Введение .

Актуальность моей работы: данная тема на уроках еще не изучалась, а только на занятиях кружка, поэтому я подготовила работу, направленную на изучение и историческое принятие отрицательных чисел в математике. Числа - это орудие современной цивилизации.
Как и в глубокой древности, так и по сегодняшний день мы – люди не можем обойтись в нашей жизни каждодневной суете чисел. Наша жизнь упростилась с появлением чисел. Но люди не могли обойтись только одними натуральными числами.
Я решила изучить понятие числа, историю развития и принятия отрицательных чисел известными математиками. Как с натуральными числами, так и с отрицательными, мы сталкиваемся в повседневной жизни, их изучаем в школьном курсе, но понимание математических действий с этими числами у школьников так и не складываются. Поэтому я решила исследовать знания математических действий с отрицательными числами учащихся 20 школы 3А, 5, 9, 11 классов.

Цель . Сопоставить несколько определений понятия «числа» известными математиками, изучить, где и когда начинали использовать отрицательные числа, рассмотреть привычные жизненные ситуации с отрицательными числами.
Задачи .
1. Сравнить различные точки зрения понятия «числа»

2.Изучить мировое историческое становление отрицательного числа.

3.Рассмотреть восприятие и понимание школьниками математических действий с отрицательными числами и их отношение к ним.

4.Рассмотреть привычные жизненные ситуации с отрицательными числами.

Гипотеза. Отрицательные числа и математические действия с ними в настоящее время воспринимаются учащимися так же неодобрительно, как и в начальной стадии развития этих чисел.
Предмет исследования . Отношение к отрицательным числам.
Объект исследования . Отрицательные числа.

Методы исследования.
1. Изучение истории принятия известными математиками отрицательных чисел.

2. Анализ знаний об отрицательных числах в современном мире.

3. Обработка результата.

4. Представление исследовательской работы.

Число как основное понятие математики.

Число является одним из основных понятий математики. Понятие числа развивалось в тесной связи с изучением величин; эта связь сохраняется и теперь. Во всех разделах современной математики приходится рассматривать разные величины и пользоваться числами. Существует большое количество определений понятия «число».
Первое научное определение числа дал Эвклид в своих «Началах»:

«Единица есть то, в соответствии с чем каждая из существующих вещей называется одной. Число есть множество, сложенное из единиц».
Аристотель дал такое определение: «Число есть множество, которое измеряется с помощью единиц».

Пифагор учил, что «число есть система единиц».

Английский физик и математик Ньютон пишет: «Целое число есть то, что измеряется единицей».

Становление отрицательных чисел.

Древний Египет, Вавилон и Древняя Греция не использовали отрицательных чисел.
Впервые отрицательные числа были узаконены в Китае в III веке, но использовались лишь для исключительных случаев, так как считались, в общем, бессмысленными. Чуть позднее отрицательные числа стали использоваться в Индии для обозначения долгов.
В Европе отрицательные числа появились благодаря Фибоначчи, который тоже ввёл отрицательные числа для решения финансовых задач с долгами - в 1202 году он впервые использовал отрицательные числа для подсчёта своих убытков.
Правда, умножение и деление для отрицательных чисел тогда ещё не были определены.

В Китае отрицательные числа использовались уже во II в. до н. э., а может быть, и раньше. Для отрицательных чисел использовались палочки другого цвета или другой формы, чем для положительных Отрицательные числа назывались «фу», а положительные – «чжэн». Существовали правила арифметических действий с числами «фу». Впоследствии отрицательные числа стали использовать как задолженность, недостача.
Полезность и законность отрицательных чисел утверждались постепенно. Индийские математики в VII веке уже рассматривали их наравне с положительными. В Европе признание наступило на тысячу лет позже, да и то долгое время отрицательные числа называли «ложными».
В XVII (17) веке отрицательные числа получили наглядное геометрическое представление на числовой оси. С этого момента наступает их полное равноправие. Полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX (19)веке.

Отрицательные числа в Древней Азии.

В арабской математике отрицательные числа почти не нашли применения. Для отрицательного числа использует слово «дайн» (долг)
Вместе с отрицательными числами индийские математики ввели понятие ноль, что позволило им создать десятеричную систему исчисления. Но долгое время ноль не признавали числом, в XVII-ом (17) столетии с введением системы координат ноль становится числом.

Развитие идеи отрицательного количества в Европе.

В Европе в XII веке нашей эры появились отрицательные числа, их называли “ложными” в отличие от положительных чисел – «истинных».
Широко использовать отрицательные числа, выполнять действия с ними, строить координатную прямую стали благодаря работам французского математика Декарта.
Хотя многие европейские математики эпохи Возрождения так или иначе пользовались отрицательными числами, их считали «ложными. Но, тем не менее, идея отрицательных чисел постепенно завоевывала умы и, главное, оказалась весьма полезной
Выражение «ниже, чем ничего» показывает, что математики мысленно воображали положительные и отрицательные числа точками на вертикальной шкале (вроде шкалы термометра).
Отрицательные числа с большим трудом завоевывали себе место в математике.

Отрицательные числа в нашей жизни.


Если вы посмотрите на градусник, который измеряет температуру воздуха на улице, то увидите, что на его шкале есть отметка «0»,а ниже этой отметки располагаются числа со знаком «-» (минус). Вот об этих числах со знаком «минус» мы и поговорим. Эти числа называются отрицательными числами.
Необходимость в таких числах возникла давно. В древности индийские ученые использовали отрицательные числа в торговых расчетах. Если вы имеете 3000 рублей и покупаете товар на 1000 рублей, то у вас остается 3000 – 1000 = 2000 рублей. Но если вы имеете 3000 рублей и покупаете товар на 5000 рублей, то у вас образуется долг 2000 рублей. Поэтому, в этом случае считали, что совершается вычитание 3000 – 5000, результатом является число 2000, означающее «две тысячи долга». Таким образом, – 2000 это отрицательное число и в данном случае оно указывает на то, что у вас образовался долг 2000 рублей.
Более современный пример можно привести, используя действия с телефонным балансом. Если на вашем счету было 200 рублей, а вы «наговорили» на 300 рублей, то на вашем счету образуется отрицательный баланс -100 рублей (минус 100 рублей). Это значит, что теперь телефонной компании вы должны 100 рублей.
Первый контакт и изучение отрицательных чисел в системе образования изучаются в школе, и поэтому мной в школе было проведено анкетирование «Отношение и понимание отрицательных чисел» в 5, 9,11 классах и членами математического кружка 3 А класса. Я получила следующий результат:

Полученные результаты говорят о том, что и в настоящее время к отрицательным числам проблематичное отношение. Но по мере изучения отрицательных чисел меняется отношение к ним и уже нет страха перед операциями с отрицательными числами.

Анализ работы.

Я изучила ответы на предложенные вопросы:

1. Рассмотрела различные точки зрения понятия «числа»

2. Изучила историческое становление отрицательных чисел и их восприятие известными математиками в своих работах.

3. Привела примеры привычных жизненных ситуаций с отрицательными числами.

4. Провела анкетирование и тестирование школьников 3А, 5, 9, 11 классов на их восприятие, понимание математических действий с отрицательными числами и их отношение к ним.

Результаты исследований.

1. Изучила становление отрицательных чисел с исторической точки зрения.

2. Выполнила презентацию, отражающую итог работы.

3. Научилась искать нужную информацию во всемирной сети Интернет.

4. Получила следующие результаты анкетирования:

Выводы:

    Исторические сведения о восприятии и использовании отрицательных чисел расширило мой кругозор.

    Приобрела опыт грамотного оформления презентации.

    Провела анкетирование и тестирование в 3А, 5, 9, 11 классах.

    Выяснила современное восприятие и понимание математических действий учащимися отрицательного числа.

    а) Да; б) Нет
    4) Были ли у вас проблемы с пониманием отрицательных чисел?
    а) Да; б) Нет
    5) Тяжело ли вам довелось вычисление с отрицательными числами на начальном этапе их изучения?
    а) Да; б) Нет















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;
  • закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
  • формировать навыки самостоятельной работы.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся, математическую речь, вычислительные навыки;
  • развивать умение применять полученные навыки в решении уравнений.

3. Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • воспитание активности, настойчивости в достижении цели;
  • воспитание коллективной дружбы, взаимопомощи, товарищества.

Тип урока : повторение, систематизация и обобщение изученного.

Формы работы на уроке : индивидуальная, групповая, парная, коллективная; устная, письменная.

Оборудование : наглядный материал (презентация); мультимедийный проектор, компьютерная система; раздаточный дидактический материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и формулировка темы урока.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Закрепление знаний.
  5. Исторические сведения.
  6. Подведение итогов урока и задание на дом.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Добрый день! Здравствуйте, ребята!

Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать.

– А трудных вопросов сегодня будет много.

II. Постановка целей и формулирование темы урока.

(Слайды 1 3

– Ребята, на протяжении последних уроков математики, мы, учились выполнять действия с положительными и отрицательными числами. Целью сегодняшнего урока будет закрепление знаний, связанных с выполнением действий над положительными и отрицательными числами. Итак, давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока.

Ученики формулируют тему. Запись в тетрадях.

– Девизом нашего урока мне хочется взять слова гениального русского поэта и ученого М.В.Ломоносова: «Примеры учат больше, чем теория». И мы сегодня с вами, ребята, постараемся подтвердить эти слова. (Слайд 4)

За выполнение каждого задания, во время работы, вы будете ставить себе в тетрадях определенное количество баллов.

III. Актуализация знаний учащихся.

1) Работа над правилами (5 баллов). (Слайды 5-12)

  • Учитель проводит указкой по знакам сверху вниз и говорит «Знаки». Это означает, что первый ученик должен представлять вместо * знаки действий в порядке очередности, определить знаки чисел, которые будут получаться в результате выполнения этих действий. Потом проводит указкой снизу вверх, и второй ученик назовет знаки чисел в обратном порядке.
  • Учитель проводит указкой по знакам сверху вниз и говорит «Ответы». Третий ученик должен представлять вместо * знаки действий в порядке очередности, назовет ответы чисел, которые будут получаться в результате выполнения этих действий. Потом проводит указкой снизу вверх, и четвертый ученик назовет ответы в обратном порядке.
  • Учитель говорит «Представьте себе, что на первом месте стоит число -150, а не 150» и предлагает выполнить устно задание, аналогичное предыдущему.

Проверку каждого примера сопроводить правилом.

2) Даны числа -15 и 3. Назовите:

а) какое из чисел больше (меньше);
б) модули этих чисел;
в) два целых числа, расположенных между ними;
г) сумму, разность, произведение и частное данных чисел (4 балла). (Слайд 13)

– Итак, мы с вами вспомнили правила действий с положительными и отрицательными числами.

IV. Закрепление знаний.

1) Опорная схема. (Слайды 14-17)

А сейчас повторим основные правила на действия с отрицательными и положительными числами, составляем опорную схему.

Действие «вычитание» заменяется сразу раскрытием скобок и приведением к алгебраической сумме и отрабатывается навык вычисления алгебраической суммы.

2) Карточка-тренажер . Работа в группах (6 баллов).

– Ребята, я вам раздам карточки. Выделим четыре типа заданий, которые оформляются в виде карточек. Для удобства карточки обозначим: «ДПОЧ-1», «ДПОЧ-2», «ДПОЧ-3», «ДПОЧ-4», где буквы указывают тему, а цифры – порядковый номер карточки. В каждой карточке содержится по 5 упражнений с ответами (Приложение 1 ).

Все ученики получают по одной карточке и рассаживаются по парам. Один из учеников пары диктует своему напарнику первое упражнение своей карточки, однако ответ не читает. Напарник выполняет предложенное упражнение. Первый ученик следит за правильностью выполнения упражнения напарником. Если ответ правильный, то предлагает выполнить второе упражнение. Если ответ неправильный, то он дает время напарнику подумать и еще раз попытаться ответить на вопрос. Если напарник затрудняется или ошибается, то первый ученик сообщает правильный ответ, затем переходит к следующему вопросу. После того как первый ученик продиктует все упражнения из своей карточки, а второй правильно выполнит их, напарники меняются ролями. Совместная работа считается законченной, когда все упражнения продиктованы и проверены друг другом. Пара расходится, и каждый ученик уходит со своей карточкой. Один из учеников группы выполняет координацию работы.

3) Самостоятельная работа (1-3 – 5 баллов; 4 – 3 балла), (приложение 2 ).

– Проверьте себя, выполнив тестовые задания по этой теме.

1 вариант

    Какой знак надо поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство? 10 + (-35) * -10,9
    а) > б) <; в) =; г) нет такого знака

    Выполните действия: (– 0,5* 6,8 + 1,2): (-2);
    а) -2,3; б) -1,1; в) 1,1; г) 2,3

    Решите уравнение: -5 + х = 6,9
    а) 11,9; б) -1,9; в) – 11,9; г) 1,9

    Для желающих. Решите уравнение: |2 + х| = 4

Ответы: 1. б; 2. в; 3. а; 4. – 6; 2.

2 вариант

    Какой знак надо поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство? 24 + (-30) * – 20,51
    а) > б) <; в) =; г) нет такого знака

    Выполните действия: (4,8* (– 0,5) – 2,1): 5;
    а) – 0,18; б) 0,9; в) 0, 18; г) – 0,9

    Решите уравнение: 7,2 – х = 8,7
    а) 1, 5; б) 15, 9; в) – 1,5; г) – 15, 9

  1. Для желающих. Решите уравнение: |4 + х| = 12
    Ответы: 1. а; 2. г; 3. в; 4. – 16; 8.

    Ответ: Брахмагупта

    Брахмагупта – индийский математик, который жил в 7 веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».

    VI. Подведение итогов урока.

    (Слайды 23-24)

    – Ребята, на ваших столах лежат карточки. Заполните, пожалуйста! (Приложение 4 )

    «3» – 12 -16б; «4» – 17 -22б; «5» – 23б и более.

    Задание на дом:

    • №1211, 1224 (2)
    • Для желающих: составить математическое лото по данной теме или придумать правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел в стихотворной форме.

    Ученики сдают тетради и карточки подведения итогов урока на проверку учителю.

    – Молодцы! Спасибо за урок!

    Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:

    1. Математика, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
    2. Математика в школе, 1995, №2. Взаимотренаж на уроках математики. Текст Б.Н. Бигельдинова.
    3. Математика в школе, 1994, №6. Опорные конспекты для 5-6 классов. Л.В. Воронина.

Конспект урока в 6 классе.

Тема урока: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: «Математика. 6 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, деятельностные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии.

Тип урока: обобщающий урок (интегрированный), форма урока: урок-соревнование.

Место темы по планированию:

при 5 ч. в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Деление положительных и отрицательных чисел» программой предусмотрено 3часа, данный урок - 3-й.

Цели урока:

Обобщение и систематизация изученного материала.

Закрепление теоретических и практических умений и навыков, полученных при изучении темы.

Развитие логического мышления, мотивации в обучении, любознательности, активности и познавательного интереса обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные

совершенствование знаний, умений и навыков по теме урока и пройденному материалу,

отработка вычислительных навыков.

Воспитательные

воспитание у детей трудолюбия, усидчивости и сознательной дисциплины на уроке,

повышение интереса к изучению математики, воспитание любви к родному краю.

Развивающие

развитие логического мышления, памяти и внимания,

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:

Компьютер (или ноутбук), проекционный экран, проектор.

Мультимедиафайлы (презентация, видеоролик, музыкальные треки).

Файл-конверты (по одному на группу), содержащие задания, таблички, оценочные цветные кружки, критерии оценок, карты часовых поясов России, русский алфавит, итоговые листы.

Георгиевские ленточки. Призы (открытки и гирлянды к 70-летию Победы).

Оформление доски: задания для устного счёта.

План урока.

Организация класса. /3 мин/

Разминка (устный счёт). Д/з. /5 мин/

Повторение: видеовопрос, задача из учебника. /10 мин/

Физминутка. /2 мин/

Решение уравнений. /8 мин/

Мозговой штурм. /5 мин/

Закрепление. /7 мин/

Итог урока. /5 мин/

Организационный момент.

Здравствуйте. Меня зовут Андрей Анатольевич. Я - учитель математики, и ближайшие 45 минут мы с вами проведём вместе. А приехал я из Спасского-Лутовинова. Знаете такое село? /Ответы детей/

Слайд № 1 - пейзаж села, фото И.С. Тургенева, фото школы.

Проверьте, пожалуйста, наличие необходимых на уроке принадлежностей (тетради, учебники, дневники, ручки…), рассаживайтесь поудобнее (дети рассаживаются за 4 стола - сдвоенные парты - по 5-6 чел.), подарите друг другу улыбки, не забывайте об осанке и начнём урок.

У нас 4 команды, поэтому иногда в ходе урока вы будете соревноваться. Та команда, которая первой даст верный ответ, кладёт себе в копилку красный кружок, остальные команды (если если их ответ тоже правильный) - жёлтый кружок. Если ответа нет или он ошибочный, то ничего не кладёт.

Разминка.

Начнём с разминки. Посмотрите на доску. Здесь 4 столбика по 4 примера. Для каждой команды свой столбик. Посчитайте устно, сверьте ответы в своих группах и направьте кого-нибудь записать их на доске.

/считают и представитель от каждой группы записывает на доске ответы/

Получается следующее:

11+13=2 -7+8=1 0-(-1)=1 5+(-4)=1

1-(-1)=2 5-(-4)=9 20,2+(-11,2)=9 5/2-(-3/2)=4

1,5. (-3,2+3,2)=0 -0,4.(7,3-17,3)=4 2.(-5,5+7,5)=4 -0,01.(-100)=1

4/7:2/21=6 -1:(1/3-4/3)=1 -(-1:1/5)=5 -1:(5/16-7/16)=8

Учитель спрашивает, почему в каждом столбике именно 4 примера? /ответы детей - ведь мы изучили 4 арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел/

Учитель - А как вы думаете, судя по разминке, чем мы сегодня будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. /ответы детей/

Да, на этом уроке мы с вами порешаем примеры, уравнения и задачи, содержащие числа с разными знаками. А какие же тогда цели мы поставим перед собой? /ответы детей/. Наша главная цель - закрепить навыки и умения выполнять арифметические действия с числами с разными знаками.

Учитель - А вам ни о чём не говорят полученные в примерах числа? /ответы детей, наводящие реплики учителя/

1941, 1945 - годы начала и окончания ВОВ, 2206 - число и месяц начала войны, 1418 - столько дней и ночей длилась война. И эти числа у нас получились не случайно. На уроке сегодня мы немного коснёмся и темы Великой Отечественной войны.

Историческая справка (сообщает учитель).

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить, избавив мир от фашизма. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, Брест — символом отваги. 1418 дней и ночей войны. Свыше 26 миллионов человеческих жизней…

C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизова-ны или ушли на фронт доброволь-цами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг, совершенствовали военную технику, разрабатывали теорию стрельбы, вели статистический контроль в военном производстве и т.д.

А теперь запишите в дневник домашнее задание. /слайд № 4/

Повторение:

Видеовопрос. /слайд № 5/

«Здравствуйте, коллеги. Меня зовут… Я учусь в 6 классе в Спасско-Лутовиновской средней школе имени Тургенева Мценского района. Я приготовил(а) для вас несколько вопросов и буду рад(а), если вы ответите на них». Далее из видеофрагмента звучат вопросы:

Запишите в тетрадях число 50 843.

Запишите противоположное ему число.

Назовите модуль каждого из полученных чисел.

Назовите соседние с ними числа.

Сколько целых чисел расположено между данным числом и ему противоположным?

А теперь внимательно посмотрите на первоначально записное число. Не напоминает ли оно вам какую важную дату? Что это за дата?

Спасибо большое. Я очень рад(а), что вы ответили на все мои вопросы. До свидания.

Историческая справка.

5 августа 1943 г. был освобождён г. Орёл войсками 3-й и 63-й армий, которыми командовали генералы Горбатов Александр Васильевич и Колпакчи Владимир Яковлевич. В полночь в Москве был дан салют в честь освобождения Орла и Белгорода . /слайд № 6/

Решение задачи из учебника.

№ 1167 (а). По карте России с часовыми поясами определить поясное время в Екатеринбурге и Владивостоке, если в Москве полночь. Какое время будет в Калининграде? /дети отвечают/

А какая важная дата связана с Москвой в годы ВОВ? Эта дата отмечается как День воинской славы России. /ответы детей/. Конечно же, битва за Москву.

Историческая справка.

5 декабря 1941 года началась Московская наступательная операция, продолжающаяся до 7 января 1942 г. В результате советского контрнаступления противник оказался отброшен от Москвы на 100 - 250 км. Были полностью освобождены Московская, Тульская и Рязанская области, а также ряд районов Калининской, Смоленской и Орловской областей . /слайд № 7/

Физминутка.

А сейчас немного отдохнём от работы.Учитель просит все группы встать и взяться за руки (каждая группа вокруг своего стола). Какую фигуру Вы изобразили? (Круг, окружность). Похлопайте в ладоши, повернитесь направо и немножко помаршируем. (Звучит марш «Прощание славянки», /слайд № 8/). Спасибо, присаживайтесь на свои места. Какая мелодия играла сейчас? /дети предположительно отвечают/.

Решение уравнений.

0,3х=-21 2) х:(-140)=-0,5 3) -28+х=42 4) х-(-2,5)=72,5

Ответ: 70 Ответ: 70 Ответ: 70 Ответ: 70

Интересный момент: уравнения у всех были разные, но корень получился одинаковый. Вам ни о чём не говорит это число? /ответы детей/. Действительно, в этом году мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. А какого числа празднуется День Победы? Правильно, 9 мая. А какая песня звучит в этот день? А кто может напеть мотив? /звучит отрывок из песни «День Победы», слайд № 9/.

Учитель раздаёт на столы георгиевские ленточки и спрашивает, что означает этот символ и что означают цвета ленты. /ответы детей и корректировка учителя/.

Георгиевская лента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту или медали. Также их на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

Мозговой штурм.

В войну многие (секретные) сведения шифровали. Для чего? /чтобы в случае перехвата врагом нельзя было понять, о чём говорится в донесении/. Представьте, что к Вам попало такое донесение. Достаньте из конвертов русский алфавит и попробуйте расшифровать слово, записанное так: -1+3-14-16-13-16. Вряд ли Вы это сможете сделать быстро. Поэтому даю вам ключ к шифру. За начало отсчёта принята средняя буква алфавита, а остальным буквам соответствуют числа так, как на координатной прямой. А теперь дело у вас должно пойти быстрее. Получают слово - отвага.

Закрепление.

Учитель просит детей взять из файл-конвертов и заполнить листок с таблицей:

Задание или вопрос:

Ваш ответ:

Какое число нужно записать вместо ☼, чтобы равенство

- 2=-7 было верным?

Какой знак нужно поставить вместо ☼, чтобы было верным равенство -3,6☼(-1,8)=2 ?

Какие целые числа удовлетворяют неравенству: -2<х<0,25 ?

Вычислите: (-1/2)2, (-3)3

Упростите выражение: -х-а+12+а-12

На экран выводится слайд для контроля правильности ответов /слайд № 10/.

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы повторили пройденный материал, закрепили правила действий с положительными и отрицательными числами, вспомнили некоторые важные события в годы ВОВ. Какие вопросы есть? (дети, по одному от группы, высказываются по итогам урока, используя итоговые листы).

Оценим теперь Вашу работу. Учитель даёт общую характеристику работы класса, обращает внимание на количество заработанных кружков и просит коллективы групп объективно оценить работу каждого члена группы, предлагая после мини-совещания поднять каждому ученику табличку с оценкой.

Команды получают призы с символикой 70-летия Великой Победы.

Если останется время, предлагается заполнить листы по итогам урока.

Заключительное слово учителя. Дорогие ребята! Спасибо за вашу работу сегодня на уроке. Я желаю, чтобы вы росли счастливыми и здоровыми, хорошо учились и любили свою Родину, дороже неё у нас ничего нет. Удачи вам. /слайд № 11/

  • Разделы сайта